Потребительский экстремизм – опасное явление
«Покупатель (клиент) всегда прав» – эта прописная истина долгое время считалась непреложным законом в торговле и иных сервисных отраслях. Однако в наше время появилось странное и неприятное явление – так называемый «потребительский экстремизм», часто граничащий с нарушением закона.
В связи с кризисом российской экономики, резким падением покупательской способности отдельные личности изобретают настоящие мошеннические схемы обмана продавцов. Накопить деньги на крупную покупку стало значительно труднее, банки все менее охотно кредитуют народ, который и без того сильно закредитован. А приобрести технику, мебель, шубу все равно хочется, и люди придумывают способы «сэкономить».
Примеры из практики
Вот несколько случаев из практики компании, производящей мебель на заказ. Гражданка О. заказала кухню, подписала договор с компанией, утвердила эскиз и оплатила мебель. Компания начала производство. И вдруг, буквально перед самым началом установки мебели, перед датой, обозначенной в договоре, клиентка приехала в офис и заявила, что ей не нравится цвет кухонного фартука. Сотрудники предложили ей другие варианты. Клиентка долго выбирала то цвет, то оттенок, наконец утвердила. Прошло две недели. Гражданка вновь явилась в офис компании и потребовала сделать образцы 14 выкрасов цветов, чтобы выбрать уже наверняка.
При этом общение сотрудников компании с такой сложной клиенткой проходит в вежливой и дружелюбной форме. Дама заявляет: «Я понимаю, что достала всех, но мне хочется сделать правильный выбор».
И так проходит целый месяц после даты окончания договора. Наконец гражданка определилась, производство продлилось еще две недели, а мастера компании смонтировали кухню за два дня. Довольная клиентка подписала акт, добавив к нему восторженные надписи: «Ребята молодцы, кухня – просто космос!»
Проходит еще неделя, и компания получает от этой клиентки претензию с требованием выплатить ей неустойку. По закону она составляет 3% за каждый день просрочки, то есть за 52 дня со дня окончания договора до дня подписания акта. В целом сумма претензии оказалась равна стоимости всего гарнитура.
Вывод: клиентка специально тянула время, чтобы компенсировать свои расходы на покупку кухни.
Еще один пример из практики той же мебельной компании.
Гражданин Е. с супругой заказал детскую комнату, а договор оформил на жену. Согласовали эскиз, подписали договор на поставку мебели, согласно которому необходимо было уплатить всю сумму, то есть 100% до начала установки.
Клиент для начала оплатил лишь половину, то есть 50%.
До установки детской остается неделя. Менеджер звонит гражданину Е. и просит внести оставшуюся сумму. В течение целой недели клиент обещает подъехать завтра, но не появляется. В день установки он звонит менеджеру и говорит: «Вывозите мебель, а я сейчас подъеду».
Сотрудники компании установили мебель в детской, но не целиком. Остались фасад и две полки, то есть по факту 99% всего гарнитура. Клиент так и не появился и остаток не оплатил. Менеджеры компании останавливают установку и предупреждают заказчика, что оставшуюся мебель ему привезут только после полной оплаты.
Гражданин Е. сначала просит 15%-ную скидку, говоря, что только тогда он оплатит все. А затем выдает следующее: «Ваша компания мне ничего не ставила, это сделала другая фирма, а вы просто сфотографировали мебель которая уже стояла у меня при замере. Акта с подписью у вас нет, и вы ничего не докажете». Далее компания получает претензию, в которой содержится требование о расторжении договора, возврате клиенту 50% уплаченной суммы и выплате компенсации на основании того, что в какой-то другой компании такая же мебель стоит намного дороже и ему требуются деньги.
Это не просто экстремизм, а явное нахальство и наглость!
И подобное поведение клиентов присутствует не только в мебельной промышленности, но и при заказе строительных работ, других услуг. Все примеры привести просто невозможно – их очень много.
«Буржуев» обмануть не грех?
Общественность и СМИ зачастую на стороне клиента. Предприниматели предстают богатыми буржуями, которые наживаются на нас, бедных. Народ призывает к справедливости – казнить их, богатых, отнять бизнес! А то, что бизнес достается трудом и потом, приносит народу пользу, отчисляет налоги государству, создает рабочие места, – об этом не пишет практически никто.
Хочется обратить внимание общественности и СМИ на существование проблемы «потребительского экстремизма» и прислушаться к мнению российских производителей, которых в наше трудное время необходимо поддержать, в том числе и путем создания положительного имиджа.
Те предприниматели, кто занимается интернет-торговлей, находятся в зоне особого риска. Злоумышленники используют разнообразные налаженные схемы обмана и лишения прибыли.
Рекомендую почаще заглядывать в «черные списки» клиентов, которых сейчас много в Сети, например , black-base.ru: в них можно найти имена, фамилии, телефоны недобросовестных покупателей и описание методов их «работы».
Несколько мошеннических схем
Вот распространенные схемы обмана с оплатой. Как правило, деньги выдаются курьеру наличными при получении заказа. Иногда клиент звонит курьеру и предлагает встретиться не по адресу, а где-то во дворе, у метро и т.д. Курьер пересчитывает деньги и обнаруживает недостачу. Клиент-мошенник берет стопку купюр обратно и делает вид, что добавляет, а на самом деле изымает еще деньги. Курьер уезжает, а потом оказывается, что не хватает еще большей суммы.
Часто у курьеров заказов много, они спешат. Отдав посылку, они забирают деньги, и недостача обнаруживается позже, когда уже ничего нельзя доказать. Если курьер все-таки внимателен и нехватку зафиксировал, то клиент говорит, что ошибся, что у него не хватает денег для оплаты, и быстро растворяется в пространстве. Курьер остается с товаром и без денег. Такая схема часто используется при заказе дорогой техники.
Еще одна схема, вызванная сбоями в работе «Почты России». Клиент звонит в магазин и сообщает, что товар не получен, требует возврата денег. В ряде случаев магазин действительно возвращал деньги, хотя товар на самом деле был доставлен. В случае задержки сроков покупатель жалуется в магазин, и ему возвращают сумму. Товар приходит с опозданием, но в магазин об этом не сообщается.
Существует еще множество способов мошеннических схем, которые и не снились Остапу Бендеру. Необходимо четко прописать обязанности доставщиков: запретить встречаться в городе, деньги получать только из рук в руки, тщательно пересчитывать при заказчике. Все недоразумения должны быть внесены в базу продавца с информацией о недобросовестных покупателях.
Куда заведет Россию подобное явление?
Рост потребительского экстремизма в России не может быть оправдан никаким экономическим кризисом. Он расшатывает и без того не очень-то твердые моральные устои нашего общества. Желание обмануть продавца-«буржуя» и его осуществление автоматически переводит человека в категорию мошенника, и неизвестно, куда заведет его этот путь.
Поэтому стоит лишний раз напомнить производителям и продавцам: будьте бдительны! Да, надо идти клиенту навстречу, но при этом быть внимательными. Подписали договор – извольте соблюдать его условия и та и другая сторона. Если не хватает денег на крупную покупку, ищите способы заработать, занять, накопить или обходитесь тем, что у вас есть. Ведь мы, производители, работаем для того, чтобы вы, потребители, жили лучше. А если наша страна превратится в сплошной лохотрон, нас всех ждет печальное будущее.
Источник фото: Instagram:@alberoofficial, Яндекс/фото
Источник: Амур.Инфо